-
- Имеют размер 0,5—1,2 см. В своём жизненном цикле проходят промежуточную стадию развития на наземных улитках (Zebrina, Fruticicola fruticum, Cochlicopa lubrica и др.) и муравьях рода формика (Длусский, 1967). В печени улитки развиваются спороцисты и дочерние спороцисты, рождающие церкарий. Вторыми промежуточными хозяевами являются бурые лесные муравьи (Formica fusca), краснощёкие муравьи (Formica rufibarbis), луговые муравьи (Formica pratensis) и другие виды [1], которые поедают выделяемые улитками через дыхательное отверстие комочки слизи вместе с церкариями (расселительные личинки). Большинство проглоченных муравьём церкарий проникают через стенку зоба в полость тела и там, утратив хвост, инцистируются, превращаясь в метацеркарий. Однако одна церкария проникает в подглоточный ганглий муравья. Там она образует особую тонкостенную цисту, не способную к дальнейшему развитию в окончательном хозяине. В результате меняется поведение муравья. Днём муравьи ведут себя нормально, но ночью не возвращаются в муравейник, забираясь высоко на стебли трав и прочно удерживаясь за травинку мандибулами. Овцы и другие копытные животные (крупный рогатый скот, козы, свиньи, лошади, ослы; а также, верблюды, зайцы, медведи, собаки, лисы)[2], поедая траву вместе с заражёнными муравьями, становятся окончательными хозяевами. Попавшие с их экскрементами на почву яйца двуустки поедают моллюски, замыкая цикл развития.
Двуустка поражает, главным образом, печень и желчные протоки копытных и других млекопитающих, вызывая у них дикроцелиоз[3][4][5].
- Из организма человека выходят зрелые проглоттиды, отрывающиеся от тела червя — стробилы. Попав вместе с калом во внешнюю среду, проглоттиды некоторое время ползают по почве, рассеивая яйца, в которых уже имеются инвазионные личинки. Яйца могут быть случайно проглочены крупным рогатым скотом. В кишечнике коров из яиц выходят шестикрючные личинки-онкосферы, которые пробуравливают стенку кишки и с потоком крови и лимфы разносятся по всему организму, в том числе в мышцы, где превращаются в финки (другое название — финны) типа цистицерков размером с горошину[2]:38. Для продолжения жизненного цикла необходимо, чтобы заражённое мясо, сырое, или плохо прожаренное, или плохо проваренное, съел человек[2]:38, который является единственным окончательным хозяином бычьего цепня[4]. В тонкой кишке человека финны высвобождаются из мяса, их головки выворачиваются. Оставшийся на конце тела пузырь финны через некоторое время отваливается. Головка с шейкой начинают усиленно расти, продуцируя всё новые и новые проглоттиды, червь увеличивается в размерах, зрелые проглоттиды, набитые яйцами, постепенно отрываются и выводятся вместе с каловыми массами во внешнюю среду.
-
- У раффлезии отсутствуют органы, в которых бы шёл процесс фотосинтеза; более того, у представителей этого рода отсутствуют и стебли, и листья. Все вещества, необходимые для своего развития, раффлезия получает из тканей (корней или стеблей) растения-хозяина через корни-присоски.
Проросток раффлезии внедряется в корни растения-хозяина с помощью корней-присосок (гаусториев). Части проростка, остающиеся вне растения-хозяина, постепенно отмирают. Предположительно, семена раффлезии, подобно семенам хорошо изученных растений-паразитов из семейства Заразиховые, пробуждаются к прорастанию под воздействием выделений потенциальных растений-хозяев. Эти же вещества ориентируют направление роста проростков.
Развитие раффлезии происходит интраматрикально, то есть в тканях растения-хозяина. Тело растения-паразита при этом называется эндофитом, а такой способ паразитизма — эндопаразитизмом. В тканях растения-хозяина тело раффлезии распространяется в виде клеточных тяжей, напоминающих грибные гифы.